Арт-терапия в коррекции детских страхов Орлова Любовь Владимировна, учитель-логопед Разделы: Выбор коррекционных методов зависит от многих факторов и, прежде всего, от характера страха, причин его возникновения и индивидуальных особенностей ребенка. В психолого-педагогической литературе описаны различные способы арт-терапевтической коррекции детских страхов. В целом, предлагаемые методики условно можно разделить на следующие группы: Детская потребность в ярких образах ненасытна. Необходимо не только удовлетворить ее, но и использовать для развития внимания, наблюдательности, профилактики и коррекции тревожности и страхов. Некоторые дети больше чувствуют и понимают, чем могут сказать, они интуитивно выбирают рисунок среди других способов самовыражения. Этот своего рода невербальный способ коммуникации позволяет детям отреагировать свои эмоциональные проблемы, поэтому мы считаем арт-терапевтические упражнения наиболее приемлемыми для преодоления страхов в работе с дошкольниками. Так как, арт-терапия — это специализированная форма психотерапии, основанная на использовании средств искусства, как правило, изобразительного, ее цель состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам.

Арт-терапия в коррекции комплексов и страхов

Причины возникновения детских страхов. Закладывающиеся в дошкольном периоде образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные приоритеты определяют и эмоциональное развитие. Существует и фактор эмоциональных нарушений в поведении дошкольников, вызванных современными реалиями социально-информационной среды. Формализованное общение с родителями, нивелирование детской субкультуры, ограничение игровых форм освоения действительности и избыток информации, неадекватной для восприятия детей старшего дошкольного возраста, - являются источниками формирования и закрепления у детей негативных эмоциональных состояний - страхов, тревожности, беспокойства и т.

Ключевые слова: страх, детские страхи, арт-терапия. . Внедрение арт- терапевтических методов в специальное образование описываются в трудах .

Арт-терапия , Проблемы поведения 1 Арт-терапия очень действенна при проработке и разрешении травмирующих ситуаций и излечении психосоматических заболеваний путем активизации творческих процессов. От профессионального или любительского творчества арт-терапию отличает, прежде всего, отсутствие критериев качества творческого продукта, ориентация на процесс, а не на результат. Особенно перспективна арт-терапия при работе с детьми с их образным мышлением, и потому психологи, ищущие решение проблемы: Механизм воздействия Преимуществом арт-терапии является ее игровой, близкий к повседневной деятельности детей характер, позволяющий актуализировать и решить проблему.

Это один из способов обретения контроля над ситуацией, доступный ребенку. Первоначально малыш боится передавать свою тревогу в виде образов, и преодоление внутреннего барьера и начало творческой работы является первым шагом к последующему исцелению. Постоянное чувство тревоги и страха превращается в художественный образ, в объект творческой манипуляции. В художественной форме малыш выражает свои переживания и желания, дает выход эмоциям, перекраивая реальные травмирующие ситуации.

Наиболее действенна арт-терапия при избавлении от воображаемых страхов и от страхов, вызванных достаточно давними реальными событиями.

Детские страхи оставляют метки, которые проявляются во взрослой жизни. Неосознанно мы приняли страх и живём с ним. Если принимаешь решение безопасно расстаться со страхом, то для тебя арт-терапия, как возможность изменить свою жизнь к лучшему.

Рассматриваются следующие методы работы с детскими страхами: арт- . Впервые к терапевтическим функциям игры обратились представители.

Видео Основные направления арт-терапии Подобное лечение напоминает народное искусство, ценностью которого является даже не результат, а сам процесс творения, акт самовыражения, вложения чувств и душевных сил. К видам его проявления можно отнести: Рассмотрим каждый из них подробней. И, если боязнь отделима от самого малыша, то он запросто может от нее избавиться и жить дальше лишь позитивно. Иногда, чтобы проследить откуда взялся тот или иной страх, следует создать серию рисунков, образов, вылепить целый ряд фигурок.

Специалисты рекомендуют проявить полную свободу в самовыражении — не ограничиваться привычными формами и цветами. Вам также будет интересна статья Детские страхи от 4 до 6 лет и способы борьбы с ними Как использовать изобразительное искусство для устранения страхов Если малышу часто снятся кошмары, нужно предложить ему нарисовать свой страх — то есть, полностью достать его изнутри из подсознания и переложить на бумагу или запечатлеть в поделке из глины, пластилина или даже в тесте.

Дальше с таким рисунком или вылепленной фигуркой можно сделать все, что душе угодно — смять, поломать или выбросить. Лучшим вариантом будет преобразовать изображение в более позитивное, или даже смешное. Согласитесь, Баба-Яга или Кощей, которых можно нарядить в костюмы клоунов, пожарных или водолазов-спасателей будут выглядеть довольно комично.

4.3.2. Арттерапия как метод психологической коррекции

Арт-терапия позволяет естественным образом скорректировать психоэмоциональное состояние, а именно: Кроме гармонизации психического состояния личности, терапия искусством: Особенно она ценна при работе с клиентами, требующими особого отношения и к которым нельзя применить иные методы лечения: Примеры арт-терапевтических методик Самый частый вопрос, который задают клиенты арт-терапевту: Дело не в эстетической ценности творения, а в самовыражении посредством искусства.

Одна из методик арт-терапии является ярким подтверждением вышесказанного.

Арт-терапия (от англ. art «искусство») — направление в психотерапии и психологической Ценность применения искусства в терапевтических целях состоит в том, что с его помощью можно на символическом Методика арт- терапии базируется на убеждении, что содержания внутреннего «Я» человека.

Психологическая коррекция страхов у детей дошкольного возраста методами арт-терапии Высшей ценностью нашего общества является человек. Внимание к воспитанию ребенка, забота о всестороннем развитии его способностей, совершенствование личных качеств входят в круг проблем современного общества. На современном этапе развития общества становится острой проблема увеличения количества детей с нарушениями эмоционального фона и недостаточно высоким уровнем статусного положения в системе межличностного общения.

Это находит отражение в системе образования и воспитания, соответственно возникает проблема предупреждения и преодоления у детей таких проявлений, как страх, отклонения от норм поведения, трудности взаимоотношений с окружающими. В последние годы, по сравнению с предшествующим периодом, количество детей с устойчивой тревожностью и постоянными интенсивными страхами, существенно увеличилось в нашей стране.

Проявляются признаки неблагополучия, напряженности в контактах, страхи, тревога. Психологическое самоощущение детей, поступающих в школу, характеризуется нехваткой любви, теплых надёжных отношений в семье, эмоциональной привязанности. Однако базисные категории эмоциональной сферы еще не получили глубокого раскрытия в психолого-педагогической науке и практике.

Коррекция детских страхов с помощью арт-терапии

Это сравнительно новое направление, которое постепенно набирает все больше популярности в психологии, психоанализе, в социальной работе и в психотерапии. Суть состоит в использовании различных видов искусства и творчества для психологического анализа и коррекции. Методы арт-терапии отлично помогают в преодолении последствий травматического стресса, в облегчении традиционного лечения психических и невротических расстройств, а также выявлении психологических и личностных проблем.

Цели индивидуальной и групповой арт-терапии заключаются в самовыражении и познании себя через символы в творчестве. К целям арт-терапии относится также самореализация, гармонизация личностного развития детей и взрослых. Проводить арт-терапию можно дома, в специализированном кабинете и даже на свежем воздухе.

Прекрасным способом избавить ребенка от страхов являются арт- терапевтические методики. Арт-терапия – это лечение искусством. Суть арт- терапии.

Дети радуются, плачут, испытывают страх, печаль. В каждом возрасте наблюдаются нормативные страхи, при благоприятных обстоятельствах жизни они исчезают. Но бывают случаи, когда страхи накапливаются, мешают личностному развитию ребенка и создают для него адаптационные, невротические и другие проблемы. Когда эмоциональное состояние становится патологическим, необходима специальная коррекционная работа. Одним из эффективных методов работы с проблемами страха у детей является арт-терапия.

Арт-терапия - это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности. Творческий процесс является главным терапевтическим механизмом, позволяющим в особой символической форме перестроить конфликтную травмирующую ситуацию, найти новую форму ее разрешения. Через рисунок, игру, сказку арт-терапия дает выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям, помогает понять собственные чувства и переживания, способствует повышению самооценки, расслаблению и снятию напряжения и, конечно же, помогает в развитии творческих способностей.

Арт-терапевтические методики позволяют погружаться в проблему страха на столько, на сколько ребенок готов к ее переживанию. Сам факт получения задания нарисовать страх организует деятельность детей и мобилизует их на борьбу со своими страхами. Весьма непросто начать рисовать страхи. Нередко проходит несколько дней, пока ребенок решится приступить к выполнению задания. Так преодолевается внутренний психологический барьер — страх страха.

Решиться рисовать — это значит непосредственно соприкоснуться со страхом, встретиться с ним лицом к лицу и целенаправленным, волевым усилием удерживать его в памяти до тех пор, пока он не будет изображен на рисунке.

Диплом №2282 Коррекция страхов у младших школьников методом арттерапии

Суббота, 27 Июля г. Из притчи Не рисуй на стене черта, а не то он в самом деле появится. Народная мудрость Принято считать, что страхи — эмоциональные нарушения или неприятные переживания. В норме они выполняют охранительную функцию самосохранение , поэтому необходимы для правильного функционирования психики и построения поведения.

Использование методов арт-терапии в коррекции детских страхов. Сопоставление игровой и арт-терапевтической коррекции детских страхов.

Этап настроя Участникам предлагается записать на листе бумаги название эмоций, чувств, переживаний, состояний, которые удалось припомнить. Далее из этого списка предлагается выбрать наиболее сильное чувство, переживание, которое вызывает эмоциональный отклик в данный момент. Предлагая инструкцию, важно перечислить разнообразные термины, которые применяются для описания широкого круга эмоциональных проявлений, чтобы участники при составлении списка не испытывали интеллектуальных затруднений в различении понятий.

Попробуйте построить диалоги между изображенными объектами или частями рисунка. Этап обсуждения и рефлексивного анализа Участники размещают свои работы в пространстве кабинета, рассаживаются в круг для обсуждения, вербализации эмоций и чувств, которые они испытали в процессе художественного творчества. Каждый, по желанию, показывает свой рисунок, сообщает его название, рассказывает историю.

Нередко участники изменяют первоначальное название, поскольку в процессе работы происходит трансформация создаваемого образа, а следовательно, меняется замысел, происходит осознание скрытых смыслов. Особенно важно создать безопасную атмосферу доверия, открытости, эмпатии, чтобы предоставляемая обратная связь не вызывала травмирующих чувств, и адекватно воспринималась человеком.

Это может стать полезным опытом для выстраивания конструктивной стратегии общения и новых эмоциональных контактов. Арт-терапевтическая сессия завершается внесением изменений в созданный художественный продукт сообразно желанию автора. В целом, ожидаемый практический результат арт-терапевтической работы — перенос полученного опыта в каждодневное интерперсональное поведение субъекта вне терапевтической группы.

Важно для изображения эмоций и чувств побуждать участников к созданию спонтанных образов, избегая, по возможности, сюжетных и стереотипных картинок.

Психотерапия Кошмарных Сновидений, Страхов, Работа с Монстром, Арт терапия